20 января2021
1509

Как стать журналистом?

Как стать журналистом, и надо ли ради этого заканчивать журфак, читайте в нашей статье.
Как стать журналистом?

Кто такой журналист?

Работу медиа обеспечивают десятки профессионалов, и для каждого вида СМИ они разные.

Профессии в печати и интернет-СМИ:

  • Генеральный директор – топ-менеджер издания.
  • Главный редактор возглавляет редакцию и координирует ее работу.
  • Редакционный директор ищет форматы и средства подачи материала, ведет редакционную аналитику, подбирает и нанимает сотрудников.
  • Директор по инновациям задает модель развития издания.
  • Директор по коммуникациям отвечает за развитие общественных отношений внутри издания и снаружи – с общественностью и государством.
  • Арт-директор – художественный руководитель СМИ.
  • Технический директор руководит всей командой программистов и айтишников.
  • Фотодиректор, фоторедактор и фотокорреспондент отвечают за фотонаполнение издания.
  • Шеф-продюсер и продюсер руководят процессом создания материалов.
  • Руководитель и редакторы отдела новостей.
  • Руководитель и редакторы отдела специальных корреспондентов.
  • Специальные корреспонденты готовят репортажи на заданную тему. 
  • Редакторы тематических отделов (например, «Медицина», «Наука», «Красота»).
  • Руководитель и редактор отдела выпуска.
  • Студия подкастов состоит из продюсеров, редакторов, ведущих и звукорежиссеров.
  • Фактчекер проверяет фактуру на подлинность.
  • Корректор проверяет орфографию и пунктуацию в тексте.
  • Редакторы международной версии издания. 
  • Обозреватели специализируются на конкретной теме и следят за повесткой дня именно в ней и работает в аналитических жанрах -критики работают на стыке критических и информационных жанров и, как и обозреватели, специализируются на одной сфере – рестораны, кино, искусство.

Состав редакции может быть свободным и остается на усмотрение издания. В СМИ также работают дизайнеры, продюсеры, художники, иллюстраторы, саунд-директоры, контент- и комьюнити-менеджеры, SMM-менеджеры, отдел продаж, рекламщики, программисты.

Журналистские профессии на телевидении:

  • Шеф редактор/режиссер возглавляет съемочную группу, распределяет темы для корреспондентов, следит за повесткой дня, проверяет все тексты ведущего перед выходом в эфир, определяет тематику и направление программ, выходящих в записи.
  • Автор в телепередаче работает в связке с ведущим. Работает как в группе, так и самостоятельно. Пишет текст ведущего и реплики гостей, выстраивает внутрисюжетную драматургию и финальный закадровый текст.
  • Продюсер ищет экспертов, гостей и других нужных для эфира людей и берет на себя все организационные вопросы; выпускающий продюсер следит за хронометражем выпуска – за своевременной трансляцией рекламы, за таймингом каждого из участников программы, следит за соблюдением юридических аспектов в эфире.
  • Телеведущий – это ведущий новостей, авторской программы, прогноза погоды.
  • Корреспондент работает «в поле», ездит на задания. Многие ведущие вырастают из корреспондентов.
  • Райтер получает от шеф-редактора задание и помогает ведущему готовить текст для произнесения перед камерой.
  • Гостевой редактор приглашает конкретных людей принять участие в съемках. Если такой должности в штате нет, эту функцию берет на себя продюсер.
  • Ресерчер ищет фактуру для сюжетов и телепередач
null

Нужен ли журфак?

Нет, не нужен. Для того, чтобы работать журналистом, не нужно заканчивать факультет журналистики. Подойдет абсолютно любое высшее образование, но и его отсутствие не станет непреодолимой помехой. Главное – это ваш опыт работы и портфолио. Большинство выпускников журфака не работают по специальности, что является доказательством того, что между профильным образованием и будущей профессией нет прямой зависимости.

Даже если абитуриент осознанно хочет стать журналистом, журфак подойдет только для будущих универсальных и тележурналистов, репортеров и корреспондентов. Если вас привлекает серьезная телекарьера, лучше получить режиссерское или сценарное образование. Если вам интересна определенная сфера – например, кино, поступайте на киноведческий факультет. Если вы хотите писать о динозаврах – становитесь палеонтологом. Если вы хотите получить фундаментальное гуманитарное образование – выбирайте филфак, философию, историю или социологию.

Проблемы современного журфака заключаются в низком качестве подготовки в регионах, отсутствию профессионализма преподавательского состава, в устаревших подходах к продакшену и работе с медиа, недостаточное внимание к подготовке портфолио и к актуальной технологической повестке. Эти проблемы дискредитируют саму концепцию высшего журналистского образования.

null

Курсы, школы, послевузовское образование для журналистов

У журфака сегодня много конкурентов, и рынок образования предлагает разные варианты для конкретных задач: курсы для копирайтеров, семинары по редактуре, магистратура и профессиональные онлайн-курсы по дата-журналистике, телешколы и школы диджеев. Есть отдельные ниши по разным тематикам: спортжур и спортивное комментироваиние, музыкальная и кинокритика, а популярные журналисты и преподаватели регулярно проводят мастер-классы. Рынок онлайн-образования огромен, ниже мы собрали универсальные образовательные варианты по журналистике и медиапродакшену.

  • Школа культурной журналистики Фонда Михаила Прохорова рассчитана на начинающих журналистов 20-30 лет, заинтересованных в медиа и искусстве. Кураторы и преподаватели Школы – журналисты, культурологи и искусствоведы из Москвы и Санкт-Петербурга, сотрудничающие с «Медузой», «Горьким», Arzamas Academy, «Коммерсантом», «Сеансом» и другими СМИ.
  • Лаборатории Центра современного искусства ВИНЗАВОД – это Лаборатория журналистики, Лаборатория художественной критики и Лаборатория новых медиа. Проект поддерживает начинающих журналистов, пишущих о современном искусстве, дизайне, архитектуре и моде. Лаборатория состоит из двух основных блоков– удаленного, где лаборанты работают индивидуально с медиа-экспертами – и интенсивной сессии, состоящей из серии мастер-классов от представителей масс-медиа.
  • Школа самиздата «Батенька, да вы трансформер» целится не только в профессиональное сообщество, а обращается ко всем желающим научиться сторителлингу. Прямо сейчас Школа предлагает два курса – «Пишем свою Ту самую историю» и «7 шагов к тексту». Первый курс научит интроспективной работе с нарративом, структурированию текста на любую тему, правилам сторителлинга и вербализации опыта. Второй курс посвящен универсальным журналистским практикам – учит работать с темой, искать героев и экспертов, составлять план, собирать фактуру.
  • Магистратура факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ среди своих программ предлагает, например, Журналистику данных, Коммуникации в госструктурах и НКО, Трансмедийное производство в цифровых индустриях, Производство новостей в международной среде.
  • Курсы Максима Ильяхова – знаменитого редактора и автора книг «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» – включают в себя -Школу редакторов с дистанционным обучением, практической подготовкой, дипломным проектом и последующим трудоустройством.
    -Четырехдневный курс по редактуре – интенсив очно или онлайн.
    -Бесплатный базовый курс Главреда – email-рассылка об основах редакторской работы.
    -Продвинутый курс Главреда – 40 уроков редактуры с домашкой и без.
    -Мастерская – email-рассылка по редактуре на примере конкретных кейсов -Работа с клиентом для редактора – курс об эффективном и продуктивном общении с заказчиком.
  • Факультет редактуры и копирайтинга GeekBrains предлагает годичные курсы по созданию текстов с гарантией последующего трудоустройства. На курсах учат писать коммерческие тексты, создавать контент-стратегию, управлять командой, основам дизайна и верстки, правовым аспектам профессии и работе с заказчиком.
  • Курс коммерческий редактор/копирайтер от Нетологии предлагает три модуля на выбор, в зависимости от уровня подготовки, где вы научитесь создавать информационные продукты и контент, освоите редактуру, пополните портфолио и изучите 10 цифровых инструментов работа – от Tilda до Mailchimp.
  • Высшая Школа Кино и Телевидения Останкино предлагает обучение для актеров, теле- и радиоведущих, режиссеров видеомонтажа, редакторов ТВ-программ, режиссеров кино и телевидения, продюсеров и даже ивент-менеджеров.  Мастер-классы внутри Школы проводят крупные медийные персоны, такие как Ирина Хакамада, Владимир Познер и Ксения Собчак.