22 июля2021
1333

Умели ли неандертальцы считать, или когда появился первый счёт

Источник:Вести.ru
Умели ли неандертальцы считать, или когда появился первый счёт

В 1970 году археологи обнаружили в местечке Прадель (Les Pradelles) в западной Франции кость. Впрочем, пристальное внимание учёных эта находка привлекла лишь несколько лет назад.

Это бедренная кость гиены, на которой 60 тысяч лет назад неандерталец сделал девять несимметричных зазубрин. Обычно такие артефакты рассматривают как пример древнего искусства, однако именно эта кость вызвала оживлённые споры.

Так, французский исследователь Франческо Д'Эррико (Francesco d’Errico) считает, что эта кость совсем не похожа на другие артефакты, которых он в ходе своей научной карьеры изучил немало. Д'Эррико считает, что кость из Прадель несёт числовую информацию. То есть, вероятно, неандерталец, сделавший зазубрины, пытался что-то сосчитать и запомнить получившееся количество.

Это предположение открывает крайне любопытную дискуссию. Является ли современный человек (то есть Homo sapiens) единственным существом, которому доступен математический счёт? Исследователи крайне редко задаются этим вопросом. Впрочем, и само определение числа всё ещё вызывает у них немалые трудности.

Так, в исследовании 2017 года числа определяются как «дискретные (чётко отграниченные) сущности с точными значениями, которые представлены символами в виде слов и знаков». Авторы статьи, опубликованной в издании Nature, предлагают остановиться именно на этом определении, прежде чем рассуждать о происхождении чисел и счёта дальше.

Тема о возможном происхождении понятия числа получила популярность примерно в середине 20 века. Тогда появились первые доказательства того, что даже некоторые животные могут «сосчитать» как минимум до четырёх.

На сегодняшний день известно, что даже новорождённые цыплята обладают способностью определить небольшие множества предметов.

Доподлинно неизвестно, когда гоминины начали целенаправленно делать абстрактные пометки на кости и камне, и тем более, кто и когда дали первые названия числам. Однако целый ряд исследований, сделанных в последние десятилетия, говорит о том, что это произошло на десятки, если не сотни тысячелетий раньше, чем это принято считать.

Означает ли это, что неандерталец из Прадель умел считать? Д'Эррико почти уверен в этом. Но учёным придётся значительно тщательнее изучить все возможные находки, чтобы хоть сколько-нибудь удостовериться в этом или же, наоборот, отбросить эту гипотезу как несостоятельную.